Писать книги и переживать приключения — одно и то же. Преображаясь в героев, моделируя различные ситуации, автор оказывается совсем в иной реальности, нежели та, которую он создал вокруг себя в повседневности. Как бы он поступил на месте персонажа? А как поступил бы читатель? Размышляя на одну и ту же тему, разные люди становятся ближе и понятнее друг другу. Важно осознать, что любой опыт, каждая мысль бесценны. И то, что родилось в сознании одного, способно найти отклик у тысяч или даже миллионов. 

Помочь тем, кого человек, что сейчас держит в руках перо, никогда не видел. Но даже если всего пара-тройка незнакомцев будут на одной волне с тем, кто вложил свою душу в литературное произведение, разве этого мало?


Современные писатели, когда дело доходит до публикации, часто боятся, что их осудят, не поймут, не примут. Это превращается в непреодолимую преграду на пути к успеху. Так зарываются в песок таланты. О том, что нужно понимать, садясь за работу, и как относиться к сотрудничеству с издательством и постоянному, никогда не прекращающемуся труду автора, корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» поговорила с Ниной Лето (Романовой), подарившей миру повести «Жизнь по капельке», «Узистка», «Терапевт», «Парашюты и парашютисты», «Главный врач», «КардиоДрама оптимистки».


— Нина, что для Вас самое интересное в том, чтобы быть писателем?


— Возможность прожить несколько жизней вместе со своими героями, пройти тот жизненный путь, который я не выбрала в реальности, «проиграть» те возможности, которые когда-то упустила.


— Опишите свои эмоции в процессе работы над книгой.


— Всё начинается тогда, когда автор «заболевает» книгой. Сначала появляется задумчивость, уход в себя: люди, с которыми я общаюсь, сетуют на мою рассеянность, неучастие в разговоре. И это на самом деле так — мои мысли далеко, любая мелочь может навести на интересную идею, и её тут же нужно продумать и запомнить, иначе растает бесследно.
Затем начинается процесс создания героев, и тогда я присматриваюсь к людям и думаю: «Вот это годится для Тёткина, а это для Кунцевой…» Ну и позже, когда уже начинается воплощение на бумаге, мир перестаёт существовать вовсе. Точнее, я перестаю быть собой и раздваиваюсь/растраиваюсь/расчетверяюсь на своих героев. Я живу их эмоциями, мною же придуманными: смеюсь и плачу вместе с ними, сержусь, ссорюсь, влюбляюсь, надеюсь. В чём-то с медицинской точки зрения (а я всё-таки врач) это похоже на сумасшествие. И в этом есть доля правды, потому что каждый автор — немного сумасшедший.


— Какие работы Вы проводите над рукописью до обращения в издательство?


— Свою последнюю повесть «КардиоДрама оптимистки» я прихорашивала и приглаживала почти год, стараясь, чтобы каждая история и событие в ней были законченными, чтоб не оставалось вопросов. Я не очень забочусь о грамматике и пунктуации — с этим мне помогут редактор и корректор. Для меня важно, чтобы историю увидели, полюбили и приняли в работу.


— На Вашем счету множество публикаций в журналах, коллективных проектах, авторских книг. Придаёт ли это уверенности в своих силах? Волнуетесь ли Вы, когда предлагаете свою новую историю для публикации или волнение — удел новичков?


- Уверенность, конечно, растёт с каждой новой публикацией. Но при этом растёт и ответственность, ведь от автора «с портфолио» ожидают другой уровень творчества. И я, конечно, волнуюсь, что работа не понравится или редактор скажет: «Исписалась наша Лето», а это страшнее всего.


— Знакомо ли Вам одно из следующих состояний: творческий кризис, синдром самозванца, прокрастинация? Было ли Вам когда-нибудь просто лень писать? Как Вы боретесь с собой и преодолеваете подобные трудности?


— «Ой, столько “диагнозов” в одном заключении!», — как сказали бы мои герои из «Повестей в белых халатах». Давайте разбираться по порядку.

Творческий кризис переживают все творческие люди, его невозможно избежать. Мне очень импонирует высказывание Акунина: «Писательство — это непредсказуемая энергия, это сила, которая ничего вам не должна, это кошка, которая гуляет сама по себе. Не гоняйтесь за ней, не хватайте её за хвост; не тужьтесь, не кряхтите — ничего хорошего из этого не выйдет». Так что, исходя из этого, можно определить творческий кризис как нехватку энергии, необходимой для писательства. В такие моменты я беру паузу в сочинительстве и занимаюсь другими проектами. Перемена деятельности чаще всего является лучшим отдыхом и выходом из кризиса.


Синдром самозванца мне не знаком. Я очень много работаю, и ничего в жизни мне не даётся без усилий и труда. К каждой поставленной цели я иду через тернии, огонь, воду, медные трубы… что там ещё на пути? Поэтому с достижением намеченного приходит осознание того, что я это заработала и заслужила. И это правдиво не только по отношению к успехам, но и к провалам. Мне кажется, для начинающих авторов очень важно понимать, что невозможно создать произведение, которое понравится абсолютно всем. У них обязательно будет своя читательская аудитория, к ней нужно прийти, её нужно сформировать, в чём, несомненно, могут помочь профессионалы, такие как Академия литературного успеха, где работают люди, знакомые с писательским миром, всеми его подводными камнями и хитростями.


В своей повести «КардиоДрама оптимистки» я рассказываю о том, как моя героиня-врач по образованию ступает на путь творческий, какие трудности и неожиданности подстерегают её на этом поприще. Так вот, она тоже обращается с подобным вопросом к литератору со стажем, которая отвечает: «Критиков всегда достаточно! Но обязательно будут те, кто окажется с вами на одной эмоциональной волне. Они прочтут в ваших книгах свою собственную историю и с нетерпением станут переворачивать страницу за страницей, горя желанием узнать, а что же дальше…»


Я не страдаю прокрастинацией. Моя беда в том, что в сутках всего 24 часа, и что человеческий организм не может существовать без сна. И это единственная причина, почему я могу отложить начатое на завтра. У меня планов больше, чем времени и возможности сделать всё здесь и сейчас, поэтому приходится расставлять приоритеты. Но то, что я выбрала для себя, как цель, будет сделано. Я не терплю необязательных людей и не прощаю необязательность самой себе.


Мне никогда не бывает лень писать. Я могу задать вам встречный вопрос: а вам бывает лень дышать? Если вам бывает лень писать, вы не писатель. Не пишите! Не начинайте! Не мучайте ни себя, ни читателя, потому что написанное без души читать невозможно!


— Назовите самые значимые, на Ваш взгляд, этапы предпечатной подготовки. Чем они важны именно для Вас?


— Нет неважных этапов. Редактура, корректура — очень необходимый и интересный процесс: шлифовка текста, поиск новых форм, игра слов, расширение словарного запаса, битва с клише…

Создание обложки я сравниваю с первым УЗИ ещё не родившегося малыша, когда до появления на свет уже можно увидеть его лицо. Так и обложка — задолго до выхода книги вы имеете представление о том, какой её увидит читатель, что «зацепит» его взгляд и заставит взять в руки именно это издание.


Дизайн книги — важный момент разбивки по страницам, по главам, оформление текста для удобства чтения. Я раньше даже не задумывалась о том, как важно представить текст удобным для глаза! В этом тоже нужна помощь профессионалов. Так что каждый шаг в создании книги по-своему уникален.


— Какие вопросы Вы задаёте издателю, прежде чем заключить договор о публикации?


— Когда я издавала свою первую книгу, у меня не было особых вопросов, я как ребёнок схватила протянутую руку и доверилась. Мне очень повезло, что рука эта была протянута людьми ответственными, надёжными и порядочными. Это теперь, поварившись в мире литературного бизнеса, я поняла, что здесь, как и везде, есть мошенники и прохиндеи. Пожалуй, одними из самых важных вопросов я бы назвала темы об авторском праве, причём рассматривать нужно обязанности и права и в случае провала, и в случае успеха произведения.


— Сталкивались ли Вы когда-то с мошенническими схемами в издательском бизнесе? Есть ли способ уберечь себя от недобросовестных компаний?


— Ну вот как раз в предыдущем вопросе я упомянула о мошенниках. Мне, как я уже заметила, повезло — я вышла на «Союз писателей» с Ириной Малковой во главе, и она вела меня за руку и уберегала от многих проблем. Но вот мои коллеги по цеху попадали в переделки, причём значительные, когда, отдав произведение в «надёжные руки» крупного издательства, подписывали контракт, не обратив внимание на то, что теряют право публиковать свою работу где-то ещё в течение нескольких лет, независимо от того, выпустит ли его данное издательство. Издательство же по каким-то причинам откладывало проект на дальнюю полку, и… книга пропала, исчезла из жизни на 3–5 лет. Это, конечно, катастрофа. Так что нужно понимать, что написано в договоре, и читать его внимательно.


— Что делает современного писателя популярным? Как приблизить свою популярность с помощью Интернета?


— Однозначно труд и ещё раз труд. Написать книгу — это даже не половина дела. Раскрутить её, выйти на читателя, убедить его, что вас стоит читать, — это гигантская работа! Интернет — это и помощник, и враг. С одной стороны, это возможность одновременно общаться с огромной аудиторией. С другой стороны — это риск потеряться в океане тысяч и тысяч других авторов. Элемент удачи плюс гигантский труд и готовность трудиться постоянно — это залог успеха.


— Посоветуйте начинающим авторам, каким образом можно бороться с неизбежными страхами и сомнениями на первых порах.


— Постарайтесь понять, для чего вообще вы пишете. Получаете ли вы удовольствие от самого процесса? Если да — беритесь за перо и начинайте творить! Во-первых, сам процесс — это и есть цель! Получать удовлетворение от того, чем вы заняты, что вы делаете — это дорогого стоит! Если вы вкладываете душу в то, что создаёте, — ваше произведение обязательно найдёт своего читателя. Так что не гонитесь за успехом, он придёт, если в вашем произведении будет жить душа — ваша…


— Пусть каждый человек, который не может жить без творчества, услышит Ваши слова.


Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова