
Неизвестность пугает. Именно поэтому люди интуитивно боятся смерти и темноты. Это два самых распространённых, но далеко не единственных страха, которые вызваны незнанием того, что будет, если сделать некий шаг и выйти за границы привычного. В результате многие события, которые могли бы стать началом пути к большому успеху, так никогда и не случаются. Например, писатели, обладающие талантом, далеко не всегда добираются до издательства и решаются заговорить с миром. Их рукописи пылятся в столах, навсегда оставаясь секретом своего создателя или становясь бесценным достоянием одной семьи.
Но разве это справедливо? Возможно, пришла пора пролить свет на тайны издательского закулисья, чтобы новые литераторы не боялись заявить о себе? Не считали шаг к успеху прыжком в омут неизвестности?
Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» в надежде покончить с распространёнными тревогами решила выяснить, что происходит с автором и рукописью после принятия решения об издании. Она обратилась с вопросами к Александру Коломийцеву, из-под пера которого вышли книги «Становление», «Два брата», «Начало», «Воля к жизни», «Миллионщица», «Русские хроники 10 века», «Лешкина одиссея».
— Александр, вспомните Ваш первый писательский опыт. Чем Ваши ранние произведения отличались от тех, что Вы пишете сейчас?
— Мои самые первые произведения редакциями отклонялись. Писал урывками, тексты в основном были на уровне школьных изложений. Моё творчество нельзя разбить на ранний период, поздний. Так я полагаю. Можно говорить о росте профессионализма. (Если таковой имеет место быть.)
— Как Вы работаете над новой книгой: какие этапы можете назвать основными, если говорить непосредственно о написании рукописи?
— Есть тема или сверхзадача, к которой нужно подобрать сюжет, чтобы её раскрыть. Можно назвать это первым этапом. Далее мысли, эпизоды, жизнь героев излагаю на бумаге. Получается эдакое «месиво». Следующий этап самый трудоёмкий и длительный, написанное на бумаге переношу на компьютер. Переношу, конечно, не механически. «Месиво» преобразуется в произведение. Написанное нужно выстроить в строгой последовательности событий, проверить их взаимосвязь, основательно поработать над языком. В ход идут словари, Интернет. Иногда на подбор одного слова уходит полдня, а в окончательном варианте ещё пару раз поменяешь его. Потом идёт работа над текстом — опять язык, правописание. Последний этап — текст «вылёживается». Вылёживаться может и месяц, и два. После «вылёживания» перечитываю текст и раз, и два.
— Страшно ли было выходить со своим творчеством «в люди»? Как преодолеть свои сомнения и страхи?
— Как преодолеть страхи? Зажмуриться — и вперёд, и будь что будет. Так я и делал. А сомнения всегда остаются. По-моему, это нормально.
— О чём должен помнить автор, когда выбирает издательство? На какие моменты ему стоит обратить внимание?
— В этом вопросе я не большой знаток. Прежде, чем сотрудничать с издательством, желательно посмотреть книги, которые оно выпускает. Сразу станет виден профессиональный уровень издательства, качество книг. Не стоит связываться с издательствами, рекламирующими себя в Интернете, навязывающими свои услуги и обещающими мировую известность. Некий литературный союз, имеющий издательство, обещает авторам ордена-медали. За их счёт, разумеется. Это вообще смехотворно.
— Назовите издательские услуги, которыми лично Вы пользовались. Можно ли отказаться от каких-то из них? Разумно ли это?
— Я обычно пользуюсь корректурой и вёрсткой. Без вёрстки никак не обойтись, тут двух мнений быть не может. Корректура тоже обязательна. Можно перечитать текст сто раз, а на сто первый обнаружить описку. «Правописание» Ворда не указывает на все ошибки. Если с грамматикой в какой-то степени можно справиться с помощью Ворда, словарей, для правильной пунктуации нужен специалист. Автор должен помнить: текст с ошибками отталкивает читателя. Я считаю, корректура обязательна.
— Можете ли Вы определить, какие отзывы о Вашем творчестве являются объективными, а какие написаны под воздействием эмоций? Как встречать слова читателей, которые расходятся с Вашим мнением или расстраивают?
— Определить, какие отзывы объективны, а какие субъективны, довольно сложно. В одной из алтайских редакций мне говорили, что мои произведения малохудожественны, язык негодный, сюжеты неинтересные. Совершенно иного мнения был И. П. Кудинов, завпрозой журнала «Барнаул». Моё сотрудничество с журналом началось с романа «Дно», в который по настоянию Кудинова я добавил одну или две главы (теперь не помню), чтобы объяснить изменения в поведении героев. В дальнейшем журнал печатал мои рассказы и повести. Как-то в разговоре Кудинов разоткровенничался и сказал, что мои тексты не требуют редакторской правки. Действительно, я специально проверял, журнальные тексты и рукопись совпадали слово в слово. Роман «Становление» я отправлял в журнал «Наш современник». Как положено, роман пролежал с полгода, я дозвонился до редакции, переговорил с сотрудником, занимавшимся рукописью. Сотрудник положительно отозвался о романе, сообщил, что того же мнения и его коллеги. Сказал, что роман, скорее всего, опубликуют в следующем году, а сейчас он находится у какого-то редакционного начальника, который примет окончательное решение. Через месяц начальник сказал нет без объяснения причин. Рукопись мне вернули («Наш современник» принимал рукописи в бумажном варианте) без единой пометки. Вот такие противоречивые отзывы. На объективность отзывов редакционных работников накладывает отпечаток одно обстоятельство. У старых журналов сложился свой круг авторов. Власти на содержание журналов выделяют жалкие крохи. Журналы выходят не ежемесячно, а публиковаться всем хочется. Прорваться в этот круг автору «с улицы» довольно затруднительно. В то же время нельзя считать, что все редакционные отзывы необъективны. В издательстве «Союз писателей» я получал только положительные отзывы, хотя не со всеми согласен.
— В издательстве «Союз писателей» были выпущены «Становление», «Два брата», «Начало», «Воля к жизни», «Миллионщица», «Русские хроники 10 века», «Лёшкина одиссея». Как проходила работа над ними? Что стало для Вас самым увлекательным и приятным, а что вызвало трудности или, может быть, негативные эмоции?
— Повесть «Лёшкина одиссея», пожалуй, единственное произведение (не считая исторических), имеющее прототипом главного героя конкретного человека. Она и написана на основании его рассказов. Роман «Становление» писал лет десять. Писал, переписывал, сменилось и название, и сама идея. На написание романа «Начало» меня подвигла Ирина Игоревна [Малкова], правда, написал не совсем то, что она имела в виду. В 17-м году на фестивале в Новосибирске она предложила мне написать серию очерков о сибирских городах, людях, оставивших след в истории Сибири. Но я как-то сосредоточился на Козьме Фролове. Для меня увлекательно окунаться вглубь истории, искать причинно-следственные связи тех или иных событий. Когда отыщешь причины событий, проследишь логическую цепочку поступков, перед тобой предстанет человек, кардинально отличающийся от общепринятого облика. Таким человеком предстал князь Владимир. Самые большие трудности возникли при работе над «Русскими хрониками». Чтобы написать правдивое повествование, а не фантазии на исторические темы, пришлось изучить уйму летописей, научных трудов. Когда работал над «Началом», прямо-таки отвращение у меня вызвал Демидов, хотя о нём только упоминается в романе. Акинфий Демидов — изверг, попросту палач, загубивший тысячи, если не десятки тысяч жизней. Положение рабочих на его рудниках было хуже положения крепостных. По установленным им порядкам рабочих насмерть забивали палками, навечно сажали на цепь в шахтах, имелась особая пыточная изба. Меня не перестаёт поражать тот факт, что именем этого душегуба назвали культурный фонд. Почему не именем Ядринцева, так много сделавшего для просвещения Сибири?
— В чём важность личного общения писателя и читателя? Доводилось ли Вам лично встречаться со своей аудиторией?
— У меня состоялись всего две встречи с читателями — в Новокузнецке и Новосибирске. Я живу в деревне, культурная жизнь замерла. Попросту общаться не с кем. Библиотекарша говорила, книги мои читают с интересом, но никаких отзывов нет. Устраивать встречи с читателями никто особого желания не выражал, теперь и подавно.
— Главное, чтобы книги читали. Если один человек приходит и берёт историю в библиотеке или покупает в магазине, советует друзьям, и они тоже узнают об авторе, интересуются им, это, по сути, и есть лучший отзыв.
Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова
Книги автора в торговой сети #КНИГА
авторизуйтесь